Традиции славян в Праздник Успения Пресвятой Богородицы

С Праздником Успения Пресвятой Богородицы!

У славян этот день назывался Успение, Первая Пречистая, Госпожинки, Госпожа Пречистая, Большая Пречистая (в отличие от Госпожи (Пречистой) второй, Госпожины – праздника Рождества Богородицы), Госпожин день, Вспожин день, Успеньев день, Успленьё, Спленье, Успенщина, Дожинки, дожи́н, до́жни, пожинки, пожиналки, обжинки, обжатки, спожин, оспожинки, спожинки, вспожинки, госпожки, Первые осенины.

Праздник этот был установлен в память об Успении и вознесении на Небеса Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Этот Праздник был установлен в древнейшие времена; к IV в. он уже стал повсеместным у христиан и упоминался во всех древнейших календарях. Празднику предшествует пост, установленный на Константинопольском соборе при патриархе Луке (в XII в.). На месте погребения Приснодевы Марии в Гефсимании был возведён храм, в котором хранились погребальные пелены Богоматери (в IV в. священный покров был перенесён во Влахернский храм); там, над её священным гробом издревне проводилось торжественное богослужение, напоминающее пасхальное торжество, и сам Праздник Успения считался второй Пасхой. 

Праздник Успения Богородицы очень почитался в славянских землях. В честь этого события писались иконы, возводились храмы (например, Успенский собор в Москве) и слагались духовные стихи: «Апостоли с конца света / Собравшася вси для совета. / О, Девице, Твое Успение, / Приими наше хвление / И подаждь нам радование! / Отец свыше призирает, / Сын Матери руце давает...» и т.п. 

В народном календаре Успение связывали в первую очередь с концом лета (и Успенского поста), окончанием жатвы и сбором урожая, а само название праздника часто испажали по созвучию с названиями сельскохозяйственных работ. Например, у русских этот день издревле именовали Госпожин день, Госпожинки или Пречистая (от величания Богоматери Госпожою и Пречистою Девой в церковных книгах), но часто переделывали это название в Оспожинки, Спожинки, Дожинки – в связи с окончанием жатвы, когда с полей убирали последние снопы («спожинать» означает завершать жатву, дожинать последний хлеб. Спожинками (оспожинками, дожинками) называли и обычай взаимопомощи, когда крестьяне всем миром помогали убирать остатки урожая тем своим соседям, которые по каким-то причинам не могли сами управиться с уборкой). Во многих местах первые сжатые колосья на Успение отвозили в церковь для рсвящения и благословления (у многих народов принято было освящать первые плоды. Например, греки в праздник Успения Богородицы, «когда всё поспевает и всё собирается», приносили патриарху во Влахернский храм разные плоды для освящения). Но сельскохозяйственые работы на этом отнюдь не оканчивались. У русских крестьян, например, в разгаре был сев озимых, ибо, как говорил народный опыт, «До Успенья пахать – лишнюю копну нажать», «Озимь сей за три дня до Успенья» (такого правила придерживались в степных местах, хотя сроки посева немало зависели от погоды и жатвы; так, по словам стариков, бывали годы, когда «отсеивались к Преображению, а к Успению весь хлеб стоял на гумне»), «Пречистая Матерь засевает, а Покров собирает». В некоторых районах Сибири с Успения только начиналась жатва ячменя, после которой начинали жать пшеницу и прочие зерновые культуры; об этом шутливо пели: «Милочень, милочень, / Побежал на ячмень, / Ячмень не дожал, / На пшеницу побежал». В это же время делались и заготовки на зиму, сбор и обработка грибов, ягод, овощей и фруктов (было присловье: «На Успенье огурцы солить, а на Сергия (8 октября) капусту рубить»). Так что настоящий праздник урожая, когда уже не думали о полевых работах, а пировали в честь завершения сельскохозяйстенного сезона, отмечался обычно позднее, на Рождество Богородицы. Этот праздник, как и Успение, считали в народе поворотом лета на осень. 

Успение во многих местах называли последним летним днём. С этой поры подступают осенние холода; отлетают ласточки, унося с собой тепло, а у лягушек «зарастает рот» (т.е. они перестают квакать). По народному выражению, «с Успленья солнце засыпает», т.е. восходит всё позже, поэтому на закате этого дня ходили в поле провожать светило с песнями, а вечером впервые вздували огонь в избах, т.е. садились ужинать при свете горящей свечи или лучины. Время с Успения до дня Ивана Постного (29 августа старого стиля) в старину называлось «молодое бабье лето» -- в отличие от «старого бабьего лета» (с Семёного дня по Рождество Богородицы, 1-8 сентября старого стиля). В некоторых местах на Успение приходилась первая встреча осени; с этого дня начинали водить осенние хороводы и устраивали первые посиделки, а девицы в это время приглядывали себе женихов, готовясь к Покрову (с Покрова начиналось время свадеб. Первых сватов в деревнях начинали засылать не раньше, чем через две недели после Успения, но до этой поры шло формирование будущих пар, поэтому девицы говорили: «С Успенщины не успеешь присмотреть – зиму тебе в девках просидеть!»). 

В Сибири Успение было важным сроком для рыболовов. В Енисейской губернии (Кежемской и Пинчугской волостях) с этого дня общественным приговором запрещался лов красной рыбы в общественных ямах на реке Ангаре. В Иркутской губернии (Братской волости) с этого же дня устанавливались самоловы, шашковая (поплавковая), голая (без наживки) снасть для осенней ловли красной рыбы. На Ангаре в это время случалась «успенская паводь» -- прибывание воды. Кроме того, с Успения начиналось шишкование – сбор поспевших кедровых орехов. В деревнях Сургутского края на Успение местные жители собирались группами, шли в ближайшие кедровые рощи и били шишки для собственного употребления (на продажу орехи собирали обычно в отдалённых кедровниках и в более поздние сроки).