Традиции славян в Праздник Обрезания Господня

С Праздником Обрезания Господня!

Обрезание Господне, Васильев день, Василий Великий, Василий Зимний (помимо Василия Зимнего в народе знали также Василия-капельника (7 марта ст.ст.), Василия тёплого (22 марта ст.ст.) и Василия Парийского (12 апреля ст. ст.), Василица, Василья; день памяти Василия Великого. Старый Новый год.

В былое время Васильев день считался очень важным праздником. Он приходился на середину святочного периода, т. е. на время перелома зимы, и служил границей не только календарного, но и сельскохозяйственного года, своего рода временной привязкой. С этого дня батраки нанимались на работу (например, говорили: "Он нанялся от Васильева дня до Евдокей", т. е. с 1 января до 1 марта). Крестьяне, желая напомнить что-нибудь былое, говорили: "А было это об Васильев день", "Случилось на Васильев день", "В ту пору был Васильев день".

На стол в Васильев день обязательно подавались каша, хлеб и свинина: свиные колбасы, свиная голова с хреном или жареный поросёнок с кашей. Свиное мясо вообще было одним из главных угощений во время святок, и не только у славян (например, обычай закалывать поросят и свиней в честь Васильева дня известен в Англии, Германии, скандинавских странах, на Кавказе и пр.), а Василий Великий почитался в народе покровителем свиней (по этой причине поросят нередско называли именем святого и подзывали словами "вась-вась", а день св. Василия именовали в народе свиным праздником. Русские пастухи почитали св. Василия своим небесным покровителем). Резали свиней обычно 30 декабря ст.ст в день Анисьи-желудочницы. Кесаретского ("кесарийского") поросёнка (обычно годовалого или нескольких месяцев от роду) для праздничного стола выбирали заранее и по возможности жарили и подавалина стол целиком; а у зажиточных людей целую неделю от Рождества Христова до Нового года на столе стояла свиная голова (у сербов, к примеру, голову рождественского поросёнка (васулицу) специально оставляли на Васильев день). В народе говорили: "На Василия Великого -- свиную голову на стол", "Не чиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь палит, а Василий зимний освятит!"

Показательно, что в некоторых местах кесаретский поросёнок был как бы общим достоянием общины. Например, в деревнях центральных губерний России любому желающему дозволилось входить в дом и есть жареного поросёнка, которого хозяева специально оставляли на столе на весь праздник; правда, каждый гость обязан был дать за это хозяину денег, а собранную таким образом сумму на следующий день передавали в церковь в пользу причта. В Вологодской губернии ещё в XIX в. крестьяне со всего прихода рано утром в первый день нового года съезжались на погост и привозили свиные туши (целые либо только четверти или половины -- в зависимости от достатка); туши отдавали в пользу причта, а из свиных голов варили щи, которые тут же сообща и съедали. В Никольском уезде той же губернии в церковь привозили только свиные головы со срезанными носами; после молебна с водосвятием их окропляли святой водой, а потом часть голов отдавали причту, остальные варили и ели всей общиной в церковной трапезной, угощая богомольцев и нищих. Жертвование свинины в пользу церкви было выражением благодарности Богу за получение скота в прошедшем году.


Свинину жертвовали и колядникам. На Святки колядники с песнями ходили по домам и произносили различные благопожелания и поздравления, как правило, в стихотворной форме, и за это получали вознаграждение. Для колядников специально пекли пироги, а также варили свиные ноги, начиняли свиные кишки и желудки; колядники, приходя во двор, кричали: "Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка", "Кишки да ножки -- в верхнее окошко" и пр. Собранную на колядовании еду складывали обычно в один мешок и после съедали на посиделках.

Считалось, что туман на Васильев день сулит хороший урожай хлебов, вьюга -- большой урожай орехов, а звёздная ночь -- ягодное лето.