Рождественское послание Митрополита Марка Берлинского и Германского

Среди темной ночи в маленьком граде Вифлееме нам воссияло солнце – Христос Бог наш. Над Вифлеемом мудрецы восточные видят звезду. Она привела их сюда с дальних просторов. Она своим светом освещала им путь через тьму земную к Тому, кто есть Путь и Истина и Жизнь и Свет мiра, ко Спасу мiра.

Спаситель – какое чудное слово! Лучше всего понять его глубокий смысл смогут те, которые достойным образом готовились к этому потрясающему событию. Как – достойно? Постом и молитвой. Не зря Святая Церковь назначает перед этим великим праздником Рождественский пост, или иначе – «малую четыредесятницу». Начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, мы на богослужениях всех праздников слышим ирмосы рождественские: Христосъ раждается, славите, Христосъ с небесъ, срящите. Христосъ на земли, возноситеся, пойте Господеви вся земля, и веселиемъ воспойте, людiе, яко прославися. Вскоре к ним прибавляются стихиры, и, готовя нас к встрече Рождества, во все возрастающей мере рождественская тема звучит в литургических текстах. Так, если мы вникаем в богослужения, мы принимаем в наши сердца этот всё ярче и ярче воссиявающий свет, а с ним и радость, исходящую от него.

В Вифлееме открывается земное начало того, что мы торжественно провозглашаем в Евангельском чтении пасхальной ночи: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Ведь Спаситель пришел в мир сей, чтобы нас вывести из страшной греховной тьмы, в которую человечество всё глубже погружалось с момента грехопадения. Тьма эта усугубляется в наших сердцах с каждым, хоть и мнимо-малейшим, грехом. Однако, тьма сама по себе не имеет существенной силы, лишена мнимой своей силы пришествием Спасителя на землю. Свет же, который принес Светодавец Христос – всемогущ. Никакая сила тьмы не может объять свет Христов в сердце человека, если человек держится Родившегося в Вифлееме Богочеловека. Воплотившийся Бог вливает все божественные силы и качества Своему творению. И человек принявший Его верою, светится божественным светом. В этом свете обновленный человек совершенно естественным образом любит Христа и ближнего своего. «Кто любит – тот пребывает во свете; кто ненавидит, тот находится во тьме» говорит Апостол (1 Ин 2, 10.11).

Черные тучи тьмы богохульства и богоборчества видели мы в двадцатом веке. Но Господь сподобил нас также быть свидетелями разрушения двух великановпомрачения человечества – двух тоталитарных режимов. И все же: преодолен ли мрак в сердцах? Современное общество подспудно пронизано безбожной идеологией, ослеплено техникой. Иные полагаются на ее достижения, иные же страшатся последствий ее употребления...

Переживая неизвестную доселе болезнь, и различные болезненные реакции на нее, не видим ли мы некое малое предзнаменование «уныния народов и недоумения», когда «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Лк 21, 25-26)? Будем помнить: болезнь и страдания были и будут на земле, даже «мрачное царство» и ужасные катаклизмы не должны парализовать наши души. Общество отводит свои глаза от Креста Христова, нам же следует всматриваться в Того, кто из любви к нам грешным, воплотившись, принял Крест уже в пещере Вифлеемской и пронес до самой Голгофы. Следует устремляться к источнику света. Обрести и приобрести Христа. У Него преображение, истинная победа и новая Жизнь. В свете Христова пришествия и нашей крепкой в Него веры мы можем и теперь полагаться на помощь Божью и преодоление тьмы светом Христовым, просвещающим всякого человека, грядущаго в мiр.

Из этой веры и уверенности в ней произрастет в нас радость велiя, та которую в ночь рождения Света в мир Ангел Божий возвестил вифлеемским пастухам и которую святые Апостолы и их последователи понесли во весь мир: возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель от греха и смерти.

Этой светлой радости желаю всем верующим нашей епархии и их близким.

Христосъ раждается – славите!


+Марк,

Митрополит Берлинский и Германский